Казалось этому мешало только одно. У Грузии, единственной страны Черного моря, не было глубоководного порта. Батуми и
Президент Грузии Саакашвили задумал проект Лазика. Мегапорт будущего на 100 млн тонн грузооборота, 20 метров глубиной и миллионом жителей. Крупнейший на тот момент порт Черного моря, задумали строить в чистом поле, на границе с Абхазией, чтобы абхазы видели и завидовали, как живут грузины в Анаклии.
Проект заказали испанским архитекторам. Презентация кишела словами: умный город и финансовый центр, глубоководный порт, промышленно-логистический парк, зона образования, инноваций и отдыха. Я бы на их месте добавил еще бы несколько таких фразеологизмов из презентаций для саудовских принцев
На проекты, всякие расчеты ТЭО, геологические изыскания было истрачено полмиллиарда долларов. Наконец, в 2015 году создали Консорциум Anaklia Development, которому земля передавалась на 52 года. В консорциум вошли Conti International (42%) TBC Holding (42%). Остальные 16% распределены между входящими в консорциум SSA Marine (США), British Wondernet Expres (Центральная Азия) и G-Star Ltd. (Болгария).
Вместе с международными и местными экспертами консорциум провел более 50 гидротехнических изысканий и изучил флору и фауну, оценил воздействие на флору и фауну, морское дно и почву. Потратив еще $190 млн были подготовлены эскизный проект порта и документ оценки воздействия на окружающую среду. Составлен 50-летний генеральный план порта, эскизный проект, план регулирования развития, оператор терминала порта Сиэтл (американская SSA Marine) начала строить порт в 2017 году. Закончить строительство, вложив в него 5,5 млрд долларов должны были в прошлом, в 2021 году. Все началось хорошо.
В заявлении «Консорциума развития Анаклии», опубликованном 15 февраля 2018 года, читаем: «Строительство, которого давно ждало грузинское общество, началось и оно необратимо»...
Первые рабочие наняты на портовые строительные работы 21 февраля 2018 г
Одно из крупнейших в мире, дноуглубительное судно Афина , выкопало и выложило наберег 5 млн кубометров грунта
И вдруг в октябре 2019 года Conti International 42% акций написало что выходит из консорциума. Правительство Грузии потребовало от Консорциума найти ей замену. 4,16% акций компании Anaklia Holding JSC приобрела Van Oord International, «дочка» голландской компании Van Oord Dredging & Marine Contractors BV. Еще одним новым инвестором проекта стала немецкая компания Kuehne + Nagel, которая занимается логистикой и транспортными перевозками. Также готовность подключиться к Консорциуму высказала Meridian Capital Limited.
Но время было потеряно, К этому моменту консорциум был должен привлечь на строительство 560 млн долларов от международных банков. Денег на эту затею никто не дал.
Правительство Грузии не стало расторгать с Консорциумом договор о строительстве глубоководного порта и для выполнения взятых обязательств предоставило ему срок до конца 2019. Деньги никто не дал. И 9 января правительство Грузии официально отменило соглашение 2016 года, подписанное с консорциумом развития Анаклии (ADC). Официальной причиной стало несоблюдение консорциумом требований, изложенных в соглашении. В результате все текущие работы в Анаклии и ее окрестностях прекратились.
Почему денег не давали? В предыдущем посте я приводил график грузооборота железных дорог Грузии.
Поскольку из оставшихся к 2018 году 10 млн тонн грузооборота, 5 млн тонн это нефть и нефтепродукты из Азербайджана. Для остальных 5 млн тонн, строить порт на 100 млн тонн бессмысленно. Поти и Батуми прекрасно справляются с этими мизерными 10 млн тонн. А если грузооборот будет продолжать падать, то справится и один только Поти. Никакого наращивания грузооборота не случилось. Пускать эшелоны с перевалкой на 2 морях, через десяток границ с разной шириной колеи, бессмысленно. Да какой то рост перевозки контейнеров есть, но все это укладывается в 2 млн тонн. Строить порт глубиной 20,5 метров, на 100 млн грузооборота за 5,5 млрд. долларов уже никто не хочет.
И кто же оказался виноват, что порт не построили? Консорциум Anaklia Development, обвинил в этом Путина.
Анаклия, Грузия (PortSEurope), 3 января 2021 г. — У проекта глубоководного порта Анаклия не было шансов бороться за свое выживание против политического класса Грузии, находящегося под сильным влиянием Москвы, которая не хотела объекта, способного принимать военные корабли США и НАТО, или конкурентом собственных черноморских грузовых портов.
Проекту Анаклия также пришлось столкнуться с внутренним конкурентом – портом Поти, с его гораздо более реалистичными и менее затратными амбициями расширения. Поти контролируется датским логистическим гигантом Maersk.
В январе 2020 года правительство Грузии отменило проект нового порта Анаклия, и Россия выиграла затянувшуюся игру вокруг идеи нового порта Анаклия — первого глубоководного порта на восточном берегу Черного моря.
Проект погрузился в хаос, подпитываемый неэффективным правительством, бюрократией и коррупцией в Грузии, отсутствием внимания со стороны США и Европейского союза (ЕС) и, прежде всего, успешной попыткой Москвы вмешаться во внутренние дела Грузии.
Если шанс восстановить строительство? Нет.
В 2020 и 2021 по порту Анаклия были нанесены еще 2 удара.
В 2020 случалась война за Нагорный Карабах. Победил Азербайджан и в результате победы и дальнейшей торговли с Арменией выяснилось, что нужда в Грузии как транзитном коридоре в Турцию, пропала. Армения и Азербайджан под контролем России будут восстанавливать Зангезурский коридор.
Последняя надежда была на то, что через новый порт США будет возить грузы в Афганистан.
Есть надежда, что Анаклия будет привлекать грузы в основном из Китая, но ее также можно будет использовать для перевалки американских военных в Афганистан.
На в 2021 Байден вывел НАТО из Афганистана. А Россия выгнала все базы НАТО из Средней Азии. Возить что то, в обратную сторону нечего и некуда, возить что то из Китая, Китай предпочитает автомобильные и ЖД дороги Казахстана и России. Несмотря на запись в Конституции, грузинский порт мечты умер, так и не родившись.
Если Зангезурский коридор восстановят, то Грузия станет полным транспортным тупиком. Нынешний ж\д транзит в 10 млн тонн потечет из Азербайджана через Армению в турецкие порты. А порты Поти и Батуми полностью опустеют. Украинцы пытаются поддержать грузинский транзит пуская 2 раза в неделю контейнерный поезд. Во только 2 раза в неделю 4000 тонн это всего 0,4 млн тонн грузов в год. При таких загрузках дешевле разобрать железную дорогу на металлом, чем ее поддерживать. Взято отсюда